ФИНАНСЫ
Современному этапу экономического развития присущи такие особенности, как большая степень неопределенности факторов внешней и внутренней среды, высокий уровень конкуренции, усиление роли эффективного управления финансами компаний. Данные особенности предопределяют необходимость применения теории и практики корпоративного финансового менеджмента, его современных инструментов, позволяющих оценить эффективность и качество финансового менеджмента компании, что, в свою очередь, способствует принятию менеджментом компании обоснованных управленческих решений, необходимых для достижения стратегических целей ее развития.
В статье проведена оценка основных показателей деятельности основных банков с иностранным участием, функционирующих в Кыргызской Республике, приведены результаты рейтингового анализа указанных банков Кыргызстана по основным показателям за период 2018–2022 гг. с целью определения роли банков с иностранным участием в банковской системе республики.
В статье рассматривается роль региональных банков в социально-экономическом развитии региональной экономики: исследуется природа регионального банка как элемента финансовой системы региона, анализируется взаимосвязь финансовых показателей деятельности регионального банка и показателей социально-экономического развития региона. Проводится анализ изменения структуры банковского сектора, начиная с 2016 года, в целях оценки реализации принципов пропорционального регулирования деятельности субъектов банковского сектора. Исследуется преимущество региональных банков по сравнению с федеральными в решении задач реализации трансформации национальной экономики на фоне текущих вызовов: региональные банки в условиях дефицита ресурсов обладают, тем не менее, большей гибкостью, устойчивостью и способностью к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способны предложить клиентам наиболее подходящие продукты и услуги и являются необходимым элементом для сбалансированного развития региональных (субфедеральных) финансов.
В статье исследуется кредитная система. Целью работы является конструирование определения понятия «кредитная система». Предполагается, что достаточно точное определение данного понятия может быть получено с помощью формально-логического метода определения понятия. Методы исследования: формально-логический метод определения понятия, критический анализ литературы, группировка, обобщение. Результаты исследования. Во-первых, установлено, что экономическая система является родовым понятием (универсумом), в рамках которого мыслится кредитная система; во-вторых, обосновано необходимое и достаточное условие отнесения объектов к классу кредитных систем – быть подсистемой экономики, иметь специфические ресурсы, характеризующиеся свойствами возвратности, срочности и платности; в-третьих, сформулировано определение искомого понятия. Кредитная система – это подсистема экономики, обладающая специфическими ресурсами, характеризующимися свойствами возвратности, срочности и платности. Выводы. Полученные результаты предоставляют возможность логически корректно ввести в предметное поле собственное полноценное определение, описывающее исследуемый объект. Область применимости результатов. Сконструированное определение понятия «кредитная система» может выступать основой для последующего раскрытия содержания кредитной системы.
В статье анализируются таможенные платежи в качестве существенного источника формирования доходной части государственного бюджета Кыргызской Республики и налоговых поступлений. Произведен подробный анализ динамики и структуры таможенных платежей.
В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты мегарегулирования страхового рынка в России. Авторами была сделана попытка выявить основные тенденции совершенствования деятельности Банка России в качестве мегарегулятора на отечественном страховом рынке.
В статье представлен обзор трактовок термина «мегарегулирование» в трудах российских и зарубежных экономистов. Авторами проведен сравнительный анализ основных показателей развития страхового рынка в России и Казахстане, таких как выполнение основных пруденциальных нормативов российскими и казахстанскими страховщиками и количество страховых организаций, страховых брокеров и актуариев; также проведен анализ относительных показателей – рентабельности собственного капитала страховщиков и показателей финансовой устойчивости страховщиков в обеих странах.
На основе анализа были выявлены особенности регулирования страхового рынка в России и Казахстане и предложены пути совершенствования деятельности регулятора в обеих странах.
Предмет. Многочисленные научные труды в области налогового администрирования посвящены проблемам налогового регулирования, несовершенства действующего налогового законодательства, а также выявлению причин функционирования теневой экономики и способам уклонения от уплаты налогов. Однако вопросы экономической безопасности государства и налогового контроля в ее обеспечении на сегодняшний день мало изучены, несмотря на введение в действие в правовом поле уже более шести лет назад Указа Президента России от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»1. Таким образом, объектом исследования является налоговый контроль, предметом – результативность выездного налогового контроля как фактора выявления и пресечения теневой деятельности в целях обеспечения экономической безопасности страны и ее публично-правовых образований.
Цели. Обобщить подходы к определению термина «теневая экономика», разграничить методы выявления факторов дробления бизнеса и оптимизации налоговой нагрузки. На основании полученных данных предложить подход к процессу налогового администрирования, позволяющего оперативно реагировать на «риск-сигналы» в процессе отбора кандидатов для мероприятий налогового контроля и дальнейшего проведения налоговых проверок, с высокой вероятностью их результативности.
Актуальность. Налоговый контроль является важным регулятором экономической безопасности государства. Вопросы его совершенствования с целью повышения его эффективности и результативности были важны во все времена. В настоящее время вопросы, связанные с теневой экономикой, являются одной из актуальных проблем, влияющих на экономическое развитие страны и функционирование налоговых систем. Понимание термина «теневая экономика» и разработка эффективных методов противодействия являются значимыми для налоговых органов и общества в целом.
Методология. В имеющихся условиях проведения исследования проводится анализ базы данных налоговых органов (без предоставления сведений о налогоплательщиках), анализ судебной практики, а также применяются методы логического и статистического анализа. Так, в ходе исследования проанализированы труды зарубежных и отечественных авторов с целью изучения терминов «теневая экономика» и «дробление бизнеса». Проанализированы данные статистической отчетности налоговых органов, произведен анализ динамики эффективности и результативности проведения выездного налоговой контроля. Изучена и проанализирована арбитражная практика судебных дел по вопросам применения налогоплательщиками схем дробления бизнеса, что позволило определить ряд отличительных особенностей дробления бизнеса от его оптимизации в целях обеспечения устойчивого развития организаций (налогоплательщиков) и на основании этих показателей предложить методику выявления схем уклонения от уплаты налогов с целью отбора кандидатов для проведения выездного налогового контроля.
Выводы. Проведенное исследование позволяет развить теоретические аспекты таких понятий, как «теневая экономика» и «дробление бизнеса». Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей, автор обосновывает свое определение понятия «дробление бизнеса». Автором приводится система наиболее значимых показателей, которые в полной мере могут быть взяты за основу риск-ориентиров, сигнализирующих о применение налогоплательщиком фиктивных схем оптимизации налогов.
В статье предлагается к рассмотрению структура механизма аккумулирования и использования ресурсов бюджетного учреждения, нацеленного на обеспечение эффективности его функционирования. Причем, особое внимание уделено таким функциональным блокам, как планирование и учет, привлечение ресурсов, риск-менеджмент, контроль и аудит эффективности использования ресурсов. Обоснованы направления дальнейшего развития указанного механизма, в том числе связанные с использованием бюджетными учреждениями (их главными распорядителями) ключевых показателей эффективности, а также с совершенствованием навыков и расширением компетенций внутренних контролеров (посредством применения современных инструментов аналитики данных) в целях повышения качества контрольной функции.
В статье авторами рассматриваются направления развития и применения искусственного интеллекта, в частности его использование в системе государственного финансового контроля, проводится анализ применения технологий искусственного интеллекта в данной сфере, подчеркивается важность эффективности их применения в целях повышения экономической безопасности страны. Авторы считают, что применение искусственного интеллекта позволит сократить сроки выполнения контрольных мероприятий, а в дальнейшем – интенсифицировать деятельность органов государственного финансового контроля. Научная новизна статьи состоит в разработке авторского подхода к мониторингу развития применения технологий искусственного интеллекта в системе государственного финансового контроля на основе дорожной карты решения актуальных проблем, а также в применении авторами метода SWOT-анализа.
В статье представлены результаты проведенного автором настоящей статьи анализа российских и зарубежных информационно-аналитических систем в контексте их методов и объемов сбора информации. В результате исследования был сделан вывод о полноте и характере информации, предоставляемой пользователю информационно-аналитическими системами, а также выделены текущие недостатки и подчеркнуты особенности, требующие дальнейшего совершенствования и улучшения эффективности в использовании подобных инструментов в сфере бизнеса и финансов.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Комплекс всех видов ресурсов, возможностей и характеристик, которые присущи определенной географической области или региону, представляет собой региональный потенциал. Он охватывает различные аспекты, которые могут влиять на развитие и благосостояние данного территориального образования в экономическом, социальном и экологическом плане. Добиться эффективного использования потенциала региона возможно, только осуществляя научно обоснованные действия по модификации региональных экономических систем. В статье выявлены подходы к понятию термина «региональный потенциал» и дана авторская трактовка, рассмотрены слагаемые регионального потенциала, раскрыта роль регионального потенциала в обеспечении условий устойчивости региональных экономических систем.
В настоящее время нередко можно услышать слова о том, что профессия бухгалтера может исчезнуть с рынка труда. Подобные заявления звучат от чиновников из Минэкономразвития, Минфина России. Специалисты считают, что бухгалтера может заменить искусственный интеллект. В век технологического прогресса такие заявления можно признать обоснованными, однако информационные технологии могут допустить ошибки, которые, в силу своего профессионализма, способен обнаружить только реальный человек. Кроме того, бизнесу нужен профессионал, способный интерпретировать и анализировать данные, полученные с использованием новых цифровых технологий, выстроить систему контроля и дать экспертную оценку работе самой нейросети. В статье рассмотрены вопросы будущего профессии бухгалтера с учетом мнения обучающихся Омского государственного университета путей сообщения.
В эпоху цифровизации, где развитие технологий тесно связано с экономическим процветанием, важно осознать угрозы, которые несет современный мир. Действительно, цифровая трансформация открывает новые горизонты для общественных сфер жизни, переплетая инновационные технологии с повседневными задачами, активно стимулируя социальный прогресс. Однако, по мере увеличения зависимости от новых технологий, усиливается влияние цифровых угроз на экономическую стабильность и безопасность. В основе привлекательности таких инцидентов лежат относительная дешевизна и доступность, что делает их более предпочтительными для злоумышленников по сравнению с другими видами преступлений. Различного рода атаки и вредоносные действия, такие как вирусы, фишинг, вредоносные программы, кибератаки, могут нарушить не только работу компаний, но и подорвать их финансовое положение в целом. На этом этапе проблема цифровых угроз превращается в глобальное явление, затрагивающее каждого – от обычных граждан до крупных компаний и государственных органов. Важно осознавать данную проблему, ведь без должного противодействия этим вызовам экономические потери от киберпреступлений будут только увеличиваться. Предотвращение подобных атак и сокращение их последствий требуют поиска комплексного подхода. Именно поэтому в статье рассматривается не только вопрос о том, какие негативные последствия несут цифровые угрозы, но и предлагаются необходимые, по мнению авторов, методы и стратегические решения, направленные на снижение экономических потерь в процессе постоянно меняющихся условий.
МЕНЕДЖМЕНТ
Актуализирована необходимость разработки новых подходов и методик, адаптации существующих вариантов для более глубокой диагностики организационных культур для субъектов (организаций) малого бизнеса. Предложен авторский вариант понимания сфер и видов организационной культуры, представлены результаты диагностики и графическое представление профиля организационной культуры субъектов малого бизнеса в сфере консалтинга, построенного на основе применения методики рамочной конструкции К. Камерона и Р. Куинна. Выделены специфические особенности организационной культуры субъектов малого бизнеса.
Данное исследование посвящено выявлению результатов применения международных стандартов и практики раскрытия информации в области ESG (охраны окружающей среды, социальной сферы, управления) в Китае. Задача исследования – систематизировать и проанализировать действующие международные стандарты ESG и их последние разработки. В то же время, в сочетании с политикой и практикой раскрытия ESG в Китае, оно содержит полезные ссылки для разработки стандартов и рамок раскрытия ESG с учетом китайской специфики. Это исследование основано на обработке вторичных данных, полученных в результате качественного анализа соответствующей литературы и официальных правительственных документов (планов, стратегий, отчетов и программ). Авторы статьи предполагают, что нынешнему правительству Китая необходимо (1) разработать стандартную систему раскрытия ESG с учетом китайских особенностей; (2) направить участников рынка ESG на совместное участие в разработке и совершенствовании системы стандартов ESG; (3) создать обязательную систему раскрытия ESG.