К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в государственное управление на федеральном и региональном уровнях: теоретические и нормативно-правовые аспекты
https://doi.org/10.34020/1993-4386-2025-1-128-141
Аннотация
При внедрении технологий искусственного интеллекта (ИИ) государственные органы и другие субъекты сектора государственного управления (СГУ) сталкиваются с множеством барьеров и вызовов, включая необходимость адаптации профессиональной культуры и операционных моделей. Ключевым фактором для успешной интеграции ИИ является наличие качественных данных, которые обеспечивают эффективное функционирование технологий. Статья подчеркивает важность применения технологий ИИ для оптимизации деятельности субъектов сектора государственного управления, предопределяющей необходимость обучения государственных (муниципальных) служащих и иных работников для повышения уровня их квалификации и профессиональной культуры. Разнообразие мнений о сущности новых информационных технологий и их применении в СГУ также создает сложности. Существуют различные подходы к пониманию ИИ, но его роль в современных условиях становится все более значимой. В статье приведены понятия и термины, характеризующие ИИ, дана характеристика нормативно-правовому обеспечению, включающему национальные стандарты в области создания и применения технологий ИИ, в том числе для функционирования больших генеративных моделей. Особое внимание уделено проблемам и перспективам создания и использования моделей ИИ в области государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Об авторах
Н. В. ФадейкинаРоссия
Фадейкина Наталья Васильевна – доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и Заслуженный экономист Новосибирской области, главный редактор научного журнала «Сибирская финансовая школа», профессор кафедры общественных финансов
Новосибирск
Г. А. Фадейкин
Россия
Фадейкин Георгий Алексеевич – кандидат экономических наук, доцент, член Редакционной коллегии научного журнала «Сибирская финансовая школа», финансовый консультант аудиторской фирмы
Новосибирск
О. В. Тахумова
Россия
Тахумова Оксана Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и обработки информации
Краснодар
Список литературы
1. Тахумова О. В., Поляков К. Е., Высоцкая Д. Р., Карпенко А. А. Роль искусственного интеллекта в создании региональной цифровой экономики // Вестник Академии знаний. 2024. № 4 (63). С. 365–368.
2. Фадейкина Н. В. Модернизация систем учета, финансового менеджмента, контроля и аудита в секторе государственного управления // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4 (99). С. 68–80.
3. Гуляева Ю. Р., Межуева Ю. С. Правовая охрана искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта как объекта интеллектуальных прав в Российской Федерации // Политехнический молодежный журнал. 2022. № 11. DOI: 10.18698/2541-8009-2022-11-841
4. Миславская Н. А. Проблемы применения искусственного интеллекта в бухгалтерском учете // Аудитор. 2021. Т. 7, № 6. С. 52–57. DOI: 10.12737/1998-0701-2021-7-6-52-57
5. Морхат П. М. Искусственный интеллект: правовой взгляд. М.: Буки Веди. 2017. – 257 с.
6. Осипов Г. С. Искусственный интеллект: состояние исследований и несколько слов о будущем // Новости искусственного интеллекта. 2001. № 1. С. 3–13.
7. Остроумов Н. В. Искусственный интеллект в праве: обзор существующих концепций правового регулирования отношений с участием носителей искусственного интеллекта // Законность и правопорядок. 2021. № 3 (31). С. 61–66.
8. Степанов Д. В. Интеллект, искусственный интеллект и право // Власть Закона. 2020. № 1 (41). С. 97–103.
9. Швырков И. А. Искусственный интеллект как философская проблема и искусственные интеллектуальные системы // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. № 47 (4). С. 670–681. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-4-670-681
10. Индекс интеллектуальной зрелости отраслей экономики, секторов социальной сферы и системы государственного управления Российской Федерации: Аналитический доклад. М.: Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, 2023. – 62 с.
11. Брычеев А. С. Применение искусственного интеллекта в органах государственной власти: вызовы и перспективы // Вестник Евразийской науки. 2024. Т. 16, № s6. URL: https://esj.today/PDF/11FAVN624.pdf.
12. Сулимин В. В. Анализ использования искусственного интеллекта в цифровой экономике для улучшения прозрачности и эффективности государственного управления // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6 (182). С.181– 186.
13. Катанандов С. Л., Ковалев А. А. Технологическое развитие современных государств: искусственный интеллект в государственном управлении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 174–182.
14. Уколов В. Ф., Завьялов А. Е., Черкасов В. В. Нормативно-правовая система адаптации реального сектора экономики к цифровизации: оценка развития с учетом мирового опыта // Вестник МИРБИС. 2020. № 4 (24). С. 34–41.
15. Уколов В. Ф., Рагулина Ю. В., Шабуневич О. В. Цифровизация и адаптация: выявление индикаторов и показателей оценки готовности производственных компаний к развитию. Вестник МИРБИС. 2021. № 2 (26). С. 71–78.
16. Голованов В. И., Зотов В. Б. Внедрение генеративного искусственного интеллекта в систему государственного и муниципального управления // Муниципальная академия, 2025. № 1. С. 49–62. DOI: 10.52176/2304831X_2025_01_49
Рецензия
Для цитирования:
Фадейкина Н.В., Фадейкин Г.А., Тахумова О.В. К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в государственное управление на федеральном и региональном уровнях: теоретические и нормативно-правовые аспекты. Сибирская финансовая школа. 2025;(1):128-141. https://doi.org/10.34020/1993-4386-2025-1-128-141
For citation:
Fadeikina N., Fadeikin G., Takhumova O. On the issue of the introduction of artificial intelligence technologies in public administration at the federal and regional levels: theoretical and regulatory aspects. Siberian Financial School. 2025;(1):128-141. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/1993-4386-2025-1-128-141