Preview

Сибирская финансовая школа

Расширенный поиск

Оценка стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения (на примере новосибирского государственного университета экономики и управления)

https://doi.org/10.34020/1993-4386--2022-1-72-80

Аннотация

В статье рассмотрены взгляды исследователей на клиентский капитал высшего учебного заведения. Автором сформулированы следующие тезисы: клиентский капитал - один из элементов структуры интеллектуального капитала, доля которого зависит от рассматриваемой сферы деятельности; клиентский капитал - особый вид нематериального актива организации, который влияет на ее стоимость; сам по себе клиентский капитал неоднороден, в нем можно выделить элементы структуры; для определенного рода организаций можно выделить якорный элемент, который характеризует клиентский капитал; для высших учебных заведений якорным является студенческий клиентский капитал. Определены шесть факторов, оказывающих влияние на финансовый показатель клиентского капитала вуза: кадровый состав; инфраструктура, образовательные процессы; цена образовательной услуги; не зачисленные абитуриенты; наличие бюджетных мест (студенты бюджетной формы обучения); лояльность действующих студентов. Обоснована авторская структура клиентского капитала вуза: основной студенческий клиентский капитал, капитал лояльности, капитал абитуриента. В статье представлена авторская методика оценки стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения. Произведена оценка стоимости клиентского капитала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» в разрезе структуры клиентского капитала и уровней подготовки. На основе финансового показателя представлена структура портфелей образовательных программ: стратегического, инвестиционного, консервативного.

Об авторе

Александр Викторович Ломоносов
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Россия


Список литературы

1. Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 429-447.

2. Брукинг А. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии / пер. с англ. Н. Мишакова. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 286 с.

3. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций / пер. с англ. В.А. Ноздриной. М.: Поколение, 2007. 366 с.

4. Kok A.Intellectual Capital Management as Part of Knowledge Management Initiatives at Institutions of Higher Learning // The Electronic Journal of Knowledge Management. 2007. Vol. 5, Is. 2. рр. 181-192.

5. Есенбаева А.А., Лапаева М.Г. Интеллектуальная собственность вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13 (149). С. 123-125.

6. Сундукова Г.М. Управление интеллектуальным капиталом вуза: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Государственный университет управления, 2012. 217 с.

7. Андрейчиков А.В., Исаенко Ю.С. Понятие и структура интеллектуального капитала высшего учебного заведения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. № 2 (17). С. 112-116.

8. Corcoles Y.R., Vanderdonckt J. Empirical Evidence for the Increasing Importance of Intellectual Capital Reporting in Higher Education Institutions // International Journal of Humanities and Social Science. 2013. Vol. 3, No. 8. рр. 39-51.

9. Селиверстова О.В., Фролова Н.С. Интеллектуальный капитал ВУЗа, как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3 (22). С. 1-16. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/167EVN314.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

10. Слепов В.А., Герзелиева Ж.И. Интеллектуальный капитал вуза и индикаторы его оценки // Креативная экономика. 2015. Т. 9, № 8. С. 995-1008.

11. Иванов В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36). С. 334-337.

12. Цуриков С.В. Оценка интеллектуального капитала в управлении знаниями организации (на примере вуза): автореф. дисс.. кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.10. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2010. 23 с.

13. Владимирова Т. Диагностика системы управления знаниями вуза в рамках формирования и реализации его стратегий (на примере НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела») // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2011. № 4. С. 678-683.

14. Крамин Т.В., Кочеткова Н.В. Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансакционного подхода // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 157-163.

15. Najim A. Najim, Mohamed A. Al-Naimi, Loay Alnaji. Impact of Intellectual Capital on Realizing University Goals in a Sample of Jordanian Universities // European Journal of Business and Management. 2012. Vol. 4. No. 14. рр. 153-162.

16. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 254-258.

17. Новгородов П.А. Понятие, структура и оценка интеллектуального капитала вуза // Сибирская финансовая школа. 2018. № 1 (126). С. 27-33.

18. Вахрушина А.А., Вахрушина М.А. Отчет об интеллектуальном капитале вузов: концепция формирования, аналитические возможности в контексте принятия стейкхолдерами управленческих решений // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7, № 6. С. 40-54.

19. Чайковская Л.А., Быстрова Ю.О. Отдельные вопросы учета клиентского капитала // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45 (243). С. 14-25.

20. Плотников В.С., Азракулиев З.М. Концепция клиентского капитала в интегрированной отчетности: анализ теоретических основ // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20, № 24 (438). С. 1414-1426.

21. Roland T.Rust, Valarie Zeithaml, Katherine N. Lemon. Driving customer equity: How customer lifetime value is reshaping corporate strategy. New York: The Free Press, 2000. 292 р.

22. Gupta S., Lehmann D.R. Customers as Assets // Journal of Interactive Marketing. 2003. Vol. 17, No. 1. рр. 9-24.

23. Макаров А.М. Измерение и формирование клиентского капитала организации // Практический маркетинг. 2005. № 1 (95). С. 2-9.

24. Berger P., Nasr N. Customer Lifetime Value: Marketing Models and Applications // Journal of Interactive Marketing. 1998. Vol. 12, No. 1.

25. Blattberg R.C., Getz G., Thomas J.S. Customer equity: Building and managing relationships as valuable assets. Boston, Massachusets: Harvard Business School Press, 2001. 228 р.

26. Зизин А.С. Формирование клиентского капитала промышленной компании: дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. Саранск: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, 2013. 187 с.

27. Созонов Ю.С. Оценка клиентского капитала компании // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 6. С. 80-96.


Рецензия

Для цитирования:


Ломоносов А.В. Оценка стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения (на примере новосибирского государственного университета экономики и управления). Сибирская финансовая школа. 2022;(1):72-80. https://doi.org/10.34020/1993-4386--2022-1-72-80

For citation:


Lomonosov A.V. Estimation of the value of the client capital of a higher educational institution (on the example of the Novosibirsk State University of Economics and Management). Siberian Financial School. 2022;(1):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/1993-4386--2022-1-72-80

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-4386 (Print)