Методические аспекты статистического анализа предпринимательской уверенности в отраслях экономики России
https://doi.org/10.34020/1993-4386-2024-4-110-117
Аннотация
В статье рассмотрены источники информации о предпринимательской уверенности организаций и потребительских ожиданиях населения, формируемой Росстатом в целях оценки деловой активности в промышленности. Обобщены особенности программно-методологических и организационных вопросов наблюдения конъюнктуры и деловой активности организаций и потребительского поведения населения. Сформулированы ограничения статистического анализа неколичественной информации (балансов оценки показателей как разности частости ответов) конъюнктурных выборочных обследований. Проанализирована динамика и выявлена сезонность индекса предпринимательской уверенности предприятий, добывающих полезные ископаемые, занятых обрабатывающим производством, обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, строительством, розничной торговлей, услугами, и индекса потребительской уверенности населения России за 2022-2024 гг. Измерена степень влияния компонентов индекса предпринимательской (потребительской) уверенности в России на его динамику за 2018-2024 гг. Проанализированы факторы, ограничивающие деятельность российских организаций, среди них определены стабильные и нестабильные, также оценены структурные сдвиги в ответах респондентов о влиянии этих факторов за 2020-2024 гг.
Об авторе
Е. С. ШмарихинаРоссия
Шмарихина Елена Сергеевна – канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры статистики
Новосибирск
Список литературы
1. Остапкович Г. В., Лола И. С., Китрар Л. А. Посткризисные тенденции развития малых промышленных организаций России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18, № 1. С. 133–159.
2. Глинский В. В., Долженкова В. Г., Майкова Л. П., Николаева Е. Д., Серга Л. К., Харченко Л. П., Ярославцева Л. П. Сборник задач по теории статистики: учебное пособие / Издание 3-е. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 257 с.
3. Глинский В. В., Ионин В. Г., Серга Л. К. [и др.]. Статистика: учебник / 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2023. – 355 с.
4. Лола И. С. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в I квартале 2024 года. – М.: НИУ ВШЭ, 2024. – 14 с. URL: https://www.hse.ru/data/2024/05/15/2124186059/IEN_1Q2024.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Шмарихина Е.С. Методические аспекты статистического анализа предпринимательской уверенности в отраслях экономики России. Сибирская финансовая школа. 2024;(4):110-117. https://doi.org/10.34020/1993-4386-2024-4-110-117
For citation:
Shmarikhina E.S. Methodological aspects of the statistical analysis of entrepreneurial confidence in the sectors of the Russian economy. Siberian Financial School. 2024;(4):110-117. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/1993-4386-2024-4-110-117