Финансовая грамотность как фактор обеспечения бюджетной устойчивости, эффективности управления государственными финансами и развития финансового рынка
https://doi.org/10.34020/1993-4386-2023-3-154-168
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние уровня финансовой грамотности населения в России, а также основные тенденции развития финансовой грамотности в контексте обеспечения бюджетной устойчивости, эффективности управления государственными финансами, развития финансового рынка. Анализируется механизм повышения финансовой грамотности населения. Показано, что финансовая грамотность населения непосредственно связана с финансовым просвещением, финансовой культурой, финансовым поведением и финансовой активностью населения. Сделаны обоснованные выводы о том, что повышению уровня финансовой (в том числе бюджетной) грамотности и финансовой культуры, влияющих на обеспечение бюджетной устойчивости, эффективности управления государственными финансами, развития финансового рынка, будут способствовать мероприятия по внедрению Концепции повышения финансовой и бюджетной грамотности населения посредством реализации практик инициативного бюджетирования, утвержденной Минфином России в конце 2022 г., и новой Стратегии повышения финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года, проект которой пока рассматривается основными участниками Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы.
Об авторах
Н. В. ФадейкинаРоссия
Фадейкина Наталья Васильевна – д-р экон. наук, профессор, Заслуженный деятель науки и Заслуженный экономист Новосибирской области, главный редактор журнала «Сибирская финансовая школа», профессор кафедры общественных финансов
Новосибирск
Г. А. Фадейкин
Россия
Фадейкин Георгий Алексеевич – кандидат экономических наук, доцент, финансовый консультант
Новосибирск
О. В. Морозова
Россия
Морозова Оксана Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры общественных финансов
Новосибирск
Список литературы
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
2. Жиган Л. А., Камнева Е. В., Полевая М. В., Дзаппала С. Становление сегмента предпенсионеров на рынке труда: финансовый и управленческий аспекты // Финансы: теория и практика. 2022. № 6 (26). С. 253–270. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-6-253270.
3. Фролова Е. В., Матвеева В. Д. Развитие финансовой грамотности молодежи в современных российских условиях // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 118–129. DOI: 10.31862/22188711-2021-3-118-129.
4. Повышение финансовой грамотности населения как целевая установка проекта: международный и российский опыт: монография / О. Б. Дорджиева, Н. Б. Берикова, Е. О. Учурова и др. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2018. – 212 с.
5. Зобнина С. В., Фадейкина Н. В., Фадейкин Г. А. Обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности финансовых категорий «Финансовая грамотность», «Финансовое просвещение», «Финансовая культура», «Финансовое поведение» и «Финансовая активность» / В сборнике: Проблемы финансово-кредитного обеспечения новой экономики // Сборник научных трудов по материалам национальной научно-практической конференции (Новосибирск, 25 декабря 2020 г.). – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2021. С. 95–03.
6. Кулик Е. С., Чемезова Ю. Э. Выявление проблемных зон в вопросе исследования финансовой грамотности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 21. С. 167–173.
7. Алексунин В. А., Сидорова В. Д. Задачи российского образования по повышению уровня бюджетной грамотности населения // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35-1. С. 5–8.
8. Фадейкина Н. В. Инициативное бюджетирование как инструмент системы общественных финансов // Сибирская финансовая школа. 2020. № 1 (137). С. 52–57.
9. Фадейкина Н. В., Морозова О. В., Синкина А. А., Баранова И. В., Владимирова Т. А., Надеждина С. Д. Развитие инициативного бюджетирования как инструмента общественных финансов: монография. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2021. – 420 с.
10. Фадейкина Н. В., Морозова О. В. Развитие инициативного бюджетирования в Сибирском федеральном округе: опыт и перспективы // Сибирская финансовая школа. 2022. № 3 (147). С. 132–148.
Рецензия
Для цитирования:
Фадейкина Н.В., Фадейкин Г.А., Морозова О.В. Финансовая грамотность как фактор обеспечения бюджетной устойчивости, эффективности управления государственными финансами и развития финансового рынка. Сибирская финансовая школа. 2023;(3):154-168. https://doi.org/10.34020/1993-4386-2023-3-154-168
For citation:
Fadeikina N.V., Fadeikin G.A., Morozova О.V. Financial literacy as a factor of ensuring fiscal sustainability, efficiency of public finance management and financial market development. Siberian Financial School. 2023;(3):154-168. (In Russ.) https://doi.org/10.34020/1993-4386-2023-3-154-168